Мосты – мои мечты, моя реальность: из воспоминаний В.А. Дементьева, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ

Музей инженерного дела

Мосты – мои мечты, моя реальность: из воспоминаний В.А. Дементьева, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ

«Какой бы протяженностью ни была дорога, она обязательно приведет к мосту. Именно так случилось в моей жизни. Все специальности, приобретенные мною в юношеские годы, стали основой, для одной большой мечты – стать строителем мостов.

Случайная встреча с Ленинградским специалистом по строительству мостов, пригласившим меня на досуге осмотреть тамбовские конструкции, решила дальнейшую мою судьбу. В конце тридцатых годов я уехал в Ленинград и поступил в автодорожный институт. К тому времени, поработав на производстве, я уже имел специальность токаря 5-го разряда. После окончания института меня направили по распределению в Главное управление строительства Дальнего Севера – «Дальстрой». Именно там, на дорогах Крайнего Севера, начались мои трудовые будни. Величественная природа и суровый климат покорили меня, да так, что я остался там на целых 20 лет.

Что такое Колыма? Одиннадцать месяцев зима, а остальное – лето! Времени для освоения профессии, как ныне принято, не было. Ответственность была настолько велика, а сроки проведения работ сжаты, что приходилось работать и днем, и ночью. Лишь изредка я вспоминал чудесный город Ленинград с его величественными мостами. Мечта построить мост по своему собственному проекту не покидала меня.

В 1944 году мне посчастливилось заниматься проектированием и реконструкцией деревянного арочного моста из даурской лиственницы через реку Колыму. Этот мост был построен под нагрузку 10 тонн, по нему пропускались американские автопоезда «Даймонд» массой 70 тонн. Вследствие этого арки стали терять устойчивость и деформировались. Пришлось подумать и превратить арочный мост в комбинированную систему с добавлением фермы жесткости. После проведенной реконструкции грузоподъемность моста увеличилась до 70 тонн.

Немного позже я участвовал в проектировании и строительстве первого железобетонного моста на кессонных фундаментах на автодороге Палатка – Кулу через реку Армань.

А в 1952 году, будучи уже главным инженером управления дорог, мне довелось руководить строительством моста с неразрезными фермами. Этот мост, протяженностью 500 метров, соединил два берега реки Колымы. Сборка и клепка монтажных узлов ферм производилась при температуре –58 градусов. В таких суровых условиях строительство моста производилось впервые в мире.

В 1961 году меня пригласили на должность доцента кафедры автомобильных дорог лесотехнического института. Спустя время я перешел работать в Воронежский инженерно-строительный институт на кафедру изысканий и проектирования автодорог. Здесь я преподавал студентам курс по строительству мостов, а также выполнял научно-исследовательские работы. Вместе со студенческим коллективом, мы часто выезжали на обследование объектов, разрабатывали проекты усиления конструкций, искали и находили способы исправления дефектов, допущенных при строительстве мостов.

Я часто вспоминаю Крайний Север, несколько лет назад, мы со студентами были в тех краях. Провели большой объем работ по обследованию мостов. На некоторые из них оставили проекты на усиление конструкций. Состояние многих из них порадовало: они еще постоят лет сто, точно!

Подлинная ценность человека не в том, сколько он зарабатывает, а в том, в какой мере он умеет превратить свои знания в духовные и материальные ценности. Ценности, которые в свою очередь несут радость и пользу не только ему самому, но и обществу, в котором он живет. Моя материальная ценность – это мосты, а духовная – десятки грамотных специалистов по мостостроительству, воплощающие свои идеи в жизнь».

2003 год

 

Автор:  Музей инженерного дела

Возврат к списку