Эвакуация Воронежского авиационного института в Ташкент

Музей инженерного дела

Эвакуация Воронежского авиационного института в Ташкент

Переломным моментом в истории нашего вуза стала Великая Отечественная война. За несколько дней до ее начала, 19 июня 1941 года, ВИСИ был в очередной раз реорганизован – теперь уже в Воронежский авиационный институт (ВАИ). В декабре того же года вуз был эвакуирован в г. Ташкент. Студенты, преподаватели, часть учебного и научного оборудования и библиотека института были отправлены с последним эшелоном.

Из воспоминаний выпускника Воронежского авиационного института А.П. Бочкарева, профессора кафедры динамики полета и систем управления Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева: «В начале июня 1941 года закончилась экзаменационная сессия у студентов третьего курса ВИСИ. Предстояла производственная практика. Я был направлен на крупную стройку г. Шахты Ростовской области. Через несколько дней после начала войны получил извещение, в котором сообщалось, что Воронежский инженерно-строительный институт ликвидирован и на его базе создан Воронежский Авиационный институт (ВАИ). Мне надлежало явиться в институт. С этим извещением пошел к начальнику строительства, который, отдавая распоряжение о возвращении в Воронеж, сказал: «Поезжайте строить самолеты».

Снявшись с военного учета в военкомате г. Шахты, я выехал в Воронеж. Почти все мои однокурсники решили поступать в ВАИ. Я поступил на самолетостроительный факультет. Большая часть студентов ВИСИ поступила в ВАИ на факультет авиамоторостроения. В конце декабря 1941 года или в начале января 1942 года (точно не помню) мы прибыли в Ташкент. Начались учебные занятия. На старших курсах обучение проходило по переходным учебным планам, приходилось сдавать по десять и более экзаменов в сессию. Тяжело было с питанием студентов. У многих родители оказались на оккупированных немцами территориях. Параллельно учебе нам приходилось работать на хлебозаводе и продуктовых складах. Руководство и общественные организации института старались различными способами оказать материальную помощь студентам, преподавателям и сотрудникам. Летом 1943 года 120 студентов были направлены в Сталинград для разборки сбитых нашими войсками немецких самолетов. На всех такого рода работах отличались бывшие студенты ВИСИ. Несмотря на трудности военного времени, мы стремились овладевать знаниями, в чем нам искренне помогали высококвалифицированные преподаватели».

В 1944 году часть ВАИ вернулась в г. Воронеж. Учебному заведению вернули прежний профиль и наименование – Воронежский инженерно-строительный институт. Другая часть была направлена в г. Куйбышев, где вошла в состав Куйбышевского авиационного института (ныне – Самарский государственный аэрокосмический университет). Некоторые преподаватели и студенты уехали в г. Ленинград возрождать Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП), а на оставшейся материальной базе института в Ташкенте был создан Авиационный техникум имени В.П. Чкалова.

За годы войны учеными нашего вуза были выполнены многочисленные научно-исследовательские работы, которые имели важное оборонное и народнохозяйственное значение.

Автор:  Музей инженерного дела

Возврат к списку